Управление персоналом в сфере услуг: главные особенности
Почему управление персоналом в сфере услуг – актуальный вопрос? Только за последнее десятилетие количество фирм по обслуживанию увеличилось в три раза. Растет спрос на менеджеров по продажам и специалистов по работе с клиентами. Кадры являются одним из самых важных ресурсов компании, и потому так нужны знания и навыки грамотного руководства.
Специфика кадрового менеджмента в сфере услуг
К области обслуживания клиентов относят следующие направления:
- финансы;
- торговля;
- юридические консультации;
- страхование;
- туризм;
- репетиторство и т. д.
Оказанием услуг занимается также бытовая сфера и все другие виды деятельности, в которых обслуживаются клиенты компании. Как видно из перечня, сфера услуг весьма обширна. Она быстро развивается и расширяется вслед стремительным экономическим переменам. А вот квалифицированного персонала катастрофически не хватает.
Сотрудники сферы услуг должны не просто продавать товар или услугу, но и правильно подходить к клиенту. Компания не будет иметь успешного будущего, если обслуживаемые клиенты остаются недовольны.
В идеале персонал должен работать на таком уровне, чтобы:
- случайные посетители становились постоянными;
- рекомендации и слух об отличном сервисе распространялись от человека к человеку и служили дополнительной мощной рекламой;
- клиенты относились лояльно и соглашались попробовать и другие предложения фирмы.
Положения для достижения высоких результатов менеджером по кадрах
- Высокий профессионализм кадров – это всего лишь 50% успеха. Персонал должен вызывать доверие у клиента и психологический комфорт. Можно быть прекрасным специалистом, например, в сфере туризма, досконально знать все отели, курорты и направления, но хмурый взгляд или неразборчивая дикция отпугнет потенциального клиента.
- Материальная мотивация должна включать не столько процент за количество клиентов, сколько за качество обслуживания. Сотрудник не должен ставить посетителей «на конвейер». Это не производство. Быстрота решения вопросов клиента – это конечно хорошо, но она не должна влиять на индивидуальный подход к каждому конкретному случаю.
- Персонал должен верить в высокое качество продукции или услуг, которые он продает. Клиенты отлично чувствуют, когда с ними неискренни. С этой целью желательно поощрять сотрудников пользоваться товаром компании (по доступной цене или даже за счет фирмы), изучать плюсы и минусы, вносить собственные предложения по улучшению сервиса.
Особенности бытового обслуживания
Что касается стиля управления персоналом в организации бытовых услуг, то здесь есть свои нюансы. В большей мере они зависят от специфики самого заведения, то есть, какие именно услуги оказываются:
- пошив одежды или ремонт обуви;
- косметологические процедуры, массаж или стрижка;
- уборка офисов:
- стрижка газонов и т. д.
Например, если персонал просто занимается мытьем окон или чисткой бассейнов, то понятно, что достаточными требованиями к работникам (помимо знания своего дела) будут соблюдение вежливости, опрятности и пунктуальности. Организационными вопросами, в том числе выявлением потребностей клиента, занимается менеджер.
Другое дело, когда в ателье мастер по пошиву костюма напрямую работает с заказчиком. Здесь уже необходимы высокие поведенческие качества:
- коммуникабельность;
- стрессоустойчивость;
- дружелюбие и умение расположить к себе клиента.
Нужно отметить, что кадры, отвечающие всем необходимым требованиям, встречаются нечасто. Потому основная задача менеджера – это соблюдение не только интересов компании, но и сотрудников. Многие фирмы допускают ошибку, уделяя этому вопросу мало внимания. В результате специалисты переходят в другие организации, уводя за собой часть клиентов.