Общие сведения

Аутсорсинг и его формы, виды, модели

Приняв решение об использовании аутсорсинга, руководство организации должно определиться с тем, каким образом будут организовываться деловые взаимоотношения с партнером-аутсорсером, то есть какие формы аутсорсинга будут применены в данном конкретном случае.

Формы

АутсорсингКлассификация форм аутсорсинга в настоящий момент не является окончательной и устоявшейся, поскольку партнерские взаимоотношения в рамках отдельных соглашений могут значительно разниться. Причина этого кроется в быстрых темпах развития данного бизнес-сектора, возникновении новых форм отношений в условиях экономической глобализации, законодательных ограничениях ряда стран и др.

При выборе формы партнерских взаимоотношений в первую очередь уделяется внимание тому, в какой степени заказчик имеет желание и возможность контролировать и координировать работу аутсорсера.

Степенью этой координации определяются права на владение ресурсной базой, задействованной в реализации рассматриваемого бизнес-проекта с обеих сторон. Исходя из этих показателей, разрабатываемые компаниями формы сотрудничества могут быть классифицированы таким образом:

  • полный аутсорсинг: при таких взаимоотношениях на основании договора до 90% разных направлений деятельности компании-заказчика передается аутсорсеру;
  • выборочный (частичный) аутсорсинг: нередко встречается в сфере изготовления различной дорогостоящей продукции (к примеру, бытовой техники), когда производство отдельных деталей входит в обязанности другой фирмы;
  • совместный аутсорсинг: стороны соглашения выступают партнерами;
  • промежуточный аутсорсинг;
  • трансформационный аутсорсинг;
  • аутсорсинг совместных предприятий.

Виды

УправлениеВиды аутсорсинга выделяютсяпо сферам деятельности, где они используются:

  • аутсорсинг информационных технологий;
  • аутсорсинг логистических функций;
  • аутсорсинг научно-производственной деятельности;
  • аутсорсинг функций управления компанией;
  • аутсорсинг банковских и финансовых операций;
  • аутсорсинг человеческих ресурсов;
  • аутсорсинг корпоративного обучения и пр.

Модели аутсорсинга

Для рассмотрения существующих моделей аутсорсинга возьмем за образец привлечение сторонних организаций к деятельности фирм сферы информационных технологий (эта схема сейчас наиболее распространена на российском рынке).

Привлечение может осуществляться по:

  • фиксированной стоимости;
  • фактическим трудозатратам;
  • выделенной группе разработчиков.

Суть первой модели заключается в том, что проект не запускается до того, пока не будет четко указаны объем и стоимость работ. Данной схемой предполагается возложение всех организационных и технических рисков на организацию-исполнителя.

АутсорсингМоделью фактических трудозатрат точное определение стоимости проекта не предусматривается, и заказчиком оплачивается только объем фактически выполненной работы с учетом потраченного времени и квалификации специалистов фирмы-исполнителя. Для этой модели характерна большая степень гибкости, поскольку допускается изменение условий, требований и приоритетов с обеих сторон.

Третьей моделью предполагается ориентация на длительное сотрудничество заказчика с аутсорсером.

При таком подходе аутсорсинговой компанией оцениваются потребности клиента, формируется команда специалистов, которая затем обеспечивается необходимой инфраструктурой.

«Выделенные» по такому договору сотрудники не занимаются никакими другими проектами, а работают исключительно над задачами заказчика. Такими командами могут оказываться самые различные услуги: от сопровождения существующих систем до создания новых решений.

Что такое аутсорсинг и как это работает: Видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *