Аутсорсинг и его формы, виды, модели
Приняв решение об использовании аутсорсинга, руководство организации должно определиться с тем, каким образом будут организовываться деловые взаимоотношения с партнером-аутсорсером, то есть какие формы аутсорсинга будут применены в данном конкретном случае.
Формы
Классификация форм аутсорсинга в настоящий момент не является окончательной и устоявшейся, поскольку партнерские взаимоотношения в рамках отдельных соглашений могут значительно разниться. Причина этого кроется в быстрых темпах развития данного бизнес-сектора, возникновении новых форм отношений в условиях экономической глобализации, законодательных ограничениях ряда стран и др.
При выборе формы партнерских взаимоотношений в первую очередь уделяется внимание тому, в какой степени заказчик имеет желание и возможность контролировать и координировать работу аутсорсера.
Степенью этой координации определяются права на владение ресурсной базой, задействованной в реализации рассматриваемого бизнес-проекта с обеих сторон. Исходя из этих показателей, разрабатываемые компаниями формы сотрудничества могут быть классифицированы таким образом:
- полный аутсорсинг: при таких взаимоотношениях на основании договора до 90% разных направлений деятельности компании-заказчика передается аутсорсеру;
- выборочный (частичный) аутсорсинг: нередко встречается в сфере изготовления различной дорогостоящей продукции (к примеру, бытовой техники), когда производство отдельных деталей входит в обязанности другой фирмы;
- совместный аутсорсинг: стороны соглашения выступают партнерами;
- промежуточный аутсорсинг;
- трансформационный аутсорсинг;
- аутсорсинг совместных предприятий.
Виды
Виды аутсорсинга выделяютсяпо сферам деятельности, где они используются:
- аутсорсинг информационных технологий;
- аутсорсинг логистических функций;
- аутсорсинг научно-производственной деятельности;
- аутсорсинг функций управления компанией;
- аутсорсинг банковских и финансовых операций;
- аутсорсинг человеческих ресурсов;
- аутсорсинг корпоративного обучения и пр.
Модели аутсорсинга
Для рассмотрения существующих моделей аутсорсинга возьмем за образец привлечение сторонних организаций к деятельности фирм сферы информационных технологий (эта схема сейчас наиболее распространена на российском рынке).
Привлечение может осуществляться по:
- фиксированной стоимости;
- фактическим трудозатратам;
- выделенной группе разработчиков.
Суть первой модели заключается в том, что проект не запускается до того, пока не будет четко указаны объем и стоимость работ. Данной схемой предполагается возложение всех организационных и технических рисков на организацию-исполнителя.
Моделью фактических трудозатрат точное определение стоимости проекта не предусматривается, и заказчиком оплачивается только объем фактически выполненной работы с учетом потраченного времени и квалификации специалистов фирмы-исполнителя. Для этой модели характерна большая степень гибкости, поскольку допускается изменение условий, требований и приоритетов с обеих сторон.
Третьей моделью предполагается ориентация на длительное сотрудничество заказчика с аутсорсером.
При таком подходе аутсорсинговой компанией оцениваются потребности клиента, формируется команда специалистов, которая затем обеспечивается необходимой инфраструктурой.
«Выделенные» по такому договору сотрудники не занимаются никакими другими проектами, а работают исключительно над задачами заказчика. Такими командами могут оказываться самые различные услуги: от сопровождения существующих систем до создания новых решений.