Процесс управления персоналом: как он реализуется в современных условиях
Процесс управления персоналом является ключевой составляющей алгоритма администрирования деятельности предприятия в целом (языком разработчиков теории – general management) наравне с управлением финансовыми ресурсами, конечной продукцией и рынками сбыта. До конца 90-х понятие «кадровый менеджмент» в отечественной практике отсутствовало. Хотя нельзя отрицать, что организационная схема каждого предприятия в той или иной мере все же выполняла такую функцию. При этом большая часть нагрузки ложилась на линейных руководителей подразделений.
Проблемы и пути решения
Личные кадровые решения линейных руководителей обычно оставляли желать лучшего, по причине:
- второстепенности для них подобной деятельности;
- нехватки базовых знаний и опыта в этой сфере;
- отсутствия общих для всего учреждения критериев отбора;
- принятия решений о зачислении на работу и продвижении по службе исходя из личных симпатий и антипатий.
Описанная ситуация плохо сказывалась на мотивации и эффективности работы персонала. Почему так сложилось? Во времена перестройки утратили актуальность внедренные советскими идеологами законодательные нормы о трудовом коллективе как о:
- основной ячейке общества;
- собственнике средств производства;
- субъекте управления предприятием.
На этом фоне:
- перестали заключаться коллективные трудовые договоры;
- был устранен соцпакет;
- частникам переданы ведомственные здравницы, детсады и другие объекты;
- самоликвидировались или превратились в бутафорские организации профсоюзы, товарищеские суды, кассы взаимопомощи.
Однако адекватной замены не последовало – в силу экономических и ментальных различий западные системы организации процесса управления персоналом не прижились. Сегодня можно наблюдать череду проб и ошибок, посредством которых происходит:
- постепенный отказ от жесткого администрирования, иерархического императивного управления;
- формирование принципиально новой концепции, где основной внутренний приоритет – наемные работники, а внешний – потребители продукции.
Требуется повернуть направление мыслей и заботы работников:
- к клиенту, а не к руководителю;
- к доходу компании, а не к транжирству;
- к инициативе, а не к формальному подчинению.
Западная наука об управлении персоналом
Аксиомой можно назвать положение о том, что миссией кадрового менеджмента является обеспечение высокоэффективной организации трудовых ресурсов в рамках организации.
Процесс управления персоналом непосредственно связан с действиями относительно человеческого фактора:
- идентификацией;
- планированием;
- мониторингом;
- координацией;
- администрированием;
- контролем.
Восприятие менеджмента персонала как главного инструмента в достижении организационных целей предприятия сформировано уже давно. Изданный в Нью-Йорке в 1926 и до сих пор актуальный труд О. Тида и Г. Метгелфа содержит мысль о том, что управление персоналом является:
- проектированием,
- надзором,
- согласованием деятельности учреждения.
Эти функции предполагают достижение поставленных руководством целей при минимуме человеческих усилий, в мобилизующем единстве кооперации (предпринимательства) с истинной заботой о благосостоянии членов трудового коллектива.
У. Френч в 1970 обосновал тот факт, что с позиций функционального анализа управления персоналом включает обширные процессы и системы, опосредствующие:
- потребность в кадрах;
- коллективный договор;
- лидерство руководства;
- специализацию деятельности персонала;
- личное развитие и совершенствование рабочих навыков;
- оценку вклада каждого и компенсацию издержек труда;
- юридические гарантии.
Система управления персоналом
Традиционная схема управления персоналом предполагает три процесса, каждый из которых включает ряд самостоятельных действий.
Формирование коллектива
- прогнозирование структуры коллектива в кратко- и долгосрочной перспективе (например, с высокой вероятностью можно ожидать освобождения места, занимаемого человеком предпенсионного возраста, беременной женщиной, тем, кого планируют перевести на другую должность);
- определение кадровых потребностей учреждения в работниках с учетом прогноза конъюнктуры рынка;
- кадровое планирование;
- привлечение, отбор, расстановка кадров;
- подписание трудовых договоров.
Использование сотрудников
- формирование комфортного, творческого психологического микроклимата;
- обеспечение мест, где трудятся люди, необходимыми техническими и другими средствами;
- управление продвижением по службе наемных работников.
Стабилизация персонала
- усовершенствование производимых менеджером процедур отбора и перемещения персонала;
- оценка потенциала и текущей результативности работников;
- содействие профессиональному развитию и повышению квалификации.