Организация управления персоналом: что нужно учитывать руководителю?
Руководителю, недавно занявшему должность, явно придется непросто. Организация управления персоналом потребует от него огромных усилий и временных затрат. Чтобы создать рабочую обстановку в коллективе, понадобится выяснить, что понимается под термином «управление», и как его применить по отношению к сотрудникам.
Как правильно управлять персоналом?
В последние несколько десятилетий под управлением понимался целый ряд функций, которые выполнялись одним и тем же человеком:
- наем сотрудников;
- помощь в адаптации новичков, дополнительное обучение;
- обеспечение безопасности работы предприятия;
- увольнение работников, не соответствующих должностям.
Сегодня же понимание руководства изменилось. Теперь талантливый начальник, управляющий сотрудниками, должен направлять их на путь, ведущий к достижению целей фирмы. Талант, опыт и труд всех работников должен быть использован так, чтобы они были удовлетворены тем, чем занимаются ежедневно.
Основной упор делается на том вкладе, что вносит персонал в достижение целей, которое предприятие поставило перед собой. Речь идет о рентабельности, экономии и лояльности клиентов. Подобные схемы появились в результате пересмотра основных принципов работы руководящих чинов, который произошел в 1990-ых годах.
Ранее в коллективе существовал целый регламент, по которому руководство обязано было управлять работниками. Теперь же ситуация изменилась, и начальники стараются сформировать в своем коллективе атмосферу сотрудничества. Она обладает целым рядом особенностей:
- взаимовыгодный контакт возможен только внутри маленькой группы;
- создание условий для удовлетворения потребностей всех участников рабочего процесса;
- грамотное распределение полномочий между сотрудниками помогает добиться качественного результата;
- разделение иерархических структур и обязанностей позволяет увеличить общую производительность предприятия.
Как выстроить работу по управлению сотрудниками?
Организация работы по управлению персоналом на предприятии подразумевает, что специалисты HR-отдела способны отличить персонал от человеческих ресурсов. Разница не слишком-то принципиальна, но ее понимание должно быть. В противном случае кадровики рискуют совершить ряд ошибок, исправить которые будет сложно.
Управление персоналом подразумевает составление планирования потребностей в квалифицированных работниках, штатных расписаний и инструкций. На основе этих материалов формируется коллектив, проводится его обучение и стажировка на непосредственных рабочих местах. По первым результатам работы проводится анализ качества.
Далее осуществляется создание программ, направленных на повышение квалификации и получение профподготовки. Следующий этап – аттестация сотрудников согласно заранее разработанным методикам, оценкам и критериям.
После аттестации формируется мотивация. В качестве рабочих инструментов здесь используются льготы, премии, а также увеличенная зарплата.
Специалисты HR-отделов используют различные модели по управлению персоналом. Существует шесть основных моделей:
- с помощью мотивации,
- по целям,
- на основе делегирования,
- предпринимательское управление,
- рамочное,
- партисипативное.
Каждая из этих моделей, в свою очередь, обладает целым рядом особенностей, направленных на увеличение общего КПД предприятия.
Помимо всего прочего, существуют специальные концепции по руководству сотрудниками. Многие предприятия сегодня придерживаются гуманистического подхода, когда у сотрудников с помощью методов психологического воздействия формируется понимание того, что организация создана для них, а не только для клиентов.