Современные модели корпоративного управления
Организация, как профессиональный коллектив, объединенный одной единой целью, превращается в самый настоящий «живой организм», который растет, развивается, существует и умирает. Но какие ключевые моменты делают взаимодействие всех уровней управления законченными и совершенными? На самом деле все просто и вы убедитесь в этом, как только узнаете, какие бывают модели корпоративного управления.
Системный подход к управлению человеческими ресурсами
Какие ассоциации у вас вызывает слово «менеджмент»? В переводе с английского оно означает управление. Менеджер – человек, который должным образом выполняет все возложенные на него управленческие функции, независимо от того, каким производственным звеном или структурным подразделением он руководит. Уровень качества корпоративного управления показывает, насколько развита и открыта крупная организация. Преимущественно это хозяйственные общества:
- акционерные,
- полные,
- коммандитные,
- закрытые.
Системой корпоративного управления называется своеобразная организационная (производственная) модель, которая призвана согласовывать совместные действия менеджеров и владельцев юрлица, но при этом приносить определенную выгоду каждому человеку, тем или иным образом причастному к работе корпорации.
Специалисты в области менеджмента предприятия выделили две масштабные и широко распространенные группы корпоративных моделей управления. К ним относят:
- американскую модель;
- германскую (европейскую).
Для систематизации знаний каждую из них более подробно рассмотрим ниже.
Американская модель управления организацией
Этот вид также называют аутсайдерским. Название говорит само за себя. Суть этой формы заключается в том, что для контроля за внутренним менеджментом общества используются всевозможные механизмы и инструменты корпоративного контроля со стороны внешнего мира. Отличительные черты корпорации, которая испытывает на себе работу такой модели:
- большое количество инвесторов, находящихся отдельно друг от друга;
- зависимость каждого из участников общества от непосредственных управленцев организации;
- рост влияния на производственные процессы со стороны внешних «возбудителей», например, фондового рынка.
Подобная форма управления предприятием широко распространена в США, Великобритании, Швеции и т.д.
Германская модель
Как уже упоминалось выше, классификация моделей корпоративного управления имеет также особый вид, который был назван германским.Его принято называть инсайдерской формой управления обществом, корпорацией и иной организацией. Она является настоящим антиподом предыдущей формы.
Основной целью, которую ставят перед собой участники такой системы, является социальное равенство и абсолютная заинтересованность каждого сотрудника, менеджера, акционера в развитии тех или иных значимых процессов в обществе. В данном случае уменьшается влияние извне, в частности, фондовых рынков и прочих факторов сферы внешнего управления юридическим лицом.
Немецкая модель корпоративного управления наиболее популярна в странах Центральной Европы. Существует также японская и семейная модель. Первая базируется на максимальном контроле над организацией со стороны банков. А вот второй случай – управление предприятием осуществляется членами одной семьи или общины.
Каждая из приведенных форм имеет ряд преимуществ и недостатков, которые обостряются или сглаживаются в силу влияния исторических традиций той страны, на территории которой она применяется. В России ни одна из описанных форм организационного управления на данный момент не используется в полной мере.