Как стать ОФД — оператором фискальных данных: перечень необходимых требований и лицензий
Сегодняшняя статья посвящена вопросам, ставшим актуальными после внесения поправок в закон № 54-ФЗ: как стать оператором фискальных данных, какие документы для этого нужны и какие «подводные камни» могут ожидать юридическое лицо, решившее получить данный статус?
Принятием новой редакции вышеупомянутого закона № 54-ФЗ законодатель ввел посредника между бизнесом и налоговой службой — оператора фискальных данных, на которого возложил обязанности по сбору, хранению и обработке фискальных сведений. По всей видимости, эта мера призвана переложить часть финансовых расходов по созданию и поддержанию в рабочем состоянии дорогостоящей инфраструктуры с плеч государства на частные компании.
Требования к кандидату
Разрешение на деятельность, связанную с обработкой фискальных данных, выдает Федеральная налоговая служба. Требования к соискателям разрешения изложены в Федеральном законе № 54-ФЗ:
- претендент — юридическое лицо, резидент РФ;
- наличие сертифицированного оборудования, программного обеспечения, нежилых зданий в аренде или собственности;
- лицензии на защиту данных и оказание услуг по передаче информации;
- заключение ФСБ по итогам проверки оборудования на соответствие требованиям для работы с конфиденциальной информацией;
- разрешение ФНС на деятельность в сфере обработки фискальных данных.
Форма собственности соискателя
Юридическое лицо — организация с несколькими материальными и нематериальными признаками: регистрацией в государственных органах, наименованием, имуществом, распорядительными, организационными и исполнительными органами.
Законодатель не ограничивает организацию — соискателя на получение разрешения никакими другими требованиями, кроме регистрации на территории РФ.
Недвижимость и оборудование
Законом предусмотрено обязательное наличие нежилого здания и оборудования. Разместить серверную в деревянном сарае с навесным замком не получится: перед выдачей лицензий лицензирующий орган обязательно проверит здание на соответствие требованиям безопасности. Прежде, чем стать фискальным оператором, нужно будет оснастить помещения охранной и противопожарной сигнализацией, укрепить двери и окна.
Одновременная обработка огромных массивов информации, прием и передача данных потребуют немалых вложений денежных средств в серверы и другое техническое оборудование, а также затраты на приобретение дополнительных или резервных источников питания: по закону, оператор фискальных данных обязан обеспечить бесперебойную обработку информации. Все оборудование должно пройти аттестацию на соответствие требованиям ФСБ и ФСТЭК для получения лицензий.
Лицензия на передачу данных
Обязательным требованием к ОФД является наличие лицензии на предоставление телематических услуг связи, которая выдается Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Для ее получения нужно подать заявление, в котором указываются:
- полное и краткое название организации, ее организационно-правовая форма, юридический адрес;
- номер государственной регистрации;
- данные ИНН;
- номер телефона и электронной почты претендента;
- данные платежного поручения об оплате государственной пошлины за выдачу лицензии;
- вид связи и территория работы;
- желаемый срок разрешения;
- способ получения копии лицензии.
Разрешение на работу по защите данных
Лицензию ОФД в сфере деятельности по защите информации выдает Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Для получения лицензии компания предоставляет:
- ксерокопии учредительных документов (устава, учредительного договора);
- ксерокопии свидетельств о регистрации из ФНС, справки органов статистики;
- документы о наличии в штате организации специалистов с высшим техническим образованием (трудовые книжки, дипломы, справки и другие документы);
- ксерокопии документов — технических паспортов на здание;
- ксерокопии всей технической документации на оборудование, включая свидетельства и аттестаты о соответствии оборудования требованиям защиты и работы с большими объемами данных;
- документы на право претендента использовать специальное программное обеспечение (лицензии на ПО);
- документ об оплате государственной пошлины;
- ксерокопии документов о наличии у компании средств производственного контроля.
С полным перечнем документации можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 03.02.2012 года № 79.
Проверка ФСБ
Деятельность по проверке органами ФСБ условий обработки зашифрованной информации регламентируется приказом ФАПСИ № 152 от 13.06.2001 года. Перед тем, как стать ОФД, нужно выполнить требования утвержденной этим приказом Инструкции, в которой подробно изложены требования к персоналу, зданиям и оборудованию, их подготовки к деятельности, связанной с защитой данных.
Вместо резюме
Поверхностное ознакомление со всеми требованиями, предъявляемыми к соискателям на получение разрешения по обработке фискальных данных, позволяет получить примерную картину того, как стать оператором фискальных данных. Внушительные денежные вложения, а также временные затраты на получение лицензий, аттестатов и разрешений — причина совсем небольшой конкуренции на новом рынке информационных услуг.