Управленческая компетенция руководителя
Управленческие компетенции являются теми навыками, наличие которых помогает руководителю результативно и эффективно выполнять возложенные на него компанией функции. Чего организация может ожидать от управленца и от чего эти запросы могут зависеть? Какие управленческие навыки считаются основными и как их развить?
Ключевые навыки руководителя
При выборе руководителя для какого-либо подразделения компании фокусируют основное внимание на том, чтобы выбранный сотрудник мог эффективно управлять своим подразделением, то есть решать все поставленные перед ним задачи.
Этим, в свою очередь, определяются основные управленческие навыки и умения:
- вырабатывать эффективные решения;
- формулировать задачи и планировать этапы их выполнения;
- организовывать процесс выполнения;
- управлять подчинёнными: предпринимать действия, направленные на мотивирование сотрудников к эффективной работе;
- способности к профессиональным внешним коммуникациям: проведение переговоров, презентаций, встреч;
- способности к профессиональным внутренним коммуникациям: выстраивание межличностных отношений, проведение собраний, взаимодействие с различными структурами компании;
- умение поддерживать ориентацию на достижение желаемого результата с оптимальными ресурсными затратами.
Что влияет на требования к управленческим навыкам
Несмотря на то что приведенный выше перечень управленческих компетенций считается устоявшимся и общепринятым, на практике все же в чистом виде встретить его можно крайне редко. Обуславливается это тем, что в каждой организации существуют свои, индивидуальные, запросы к управленцу, и список требований к данному должностному лицу зачастую изменяется под влиянием:
- специфики коммерческой деятельности;
- организационной структуры компании;
- корпоративной культуры;
- квалификации подчинённых и уровня их личностного развития;
- личностных качеств самого управленца.
Развитие навыков руководителя
В большинстве случаев необходимость в развитии управленческих навыков происходит, когда:
- сотрудника компании повысили в должности, назначив руководителем, и, хотя в своей области деятельности он и является профессионалом, навыки управления персоналом у него отсутствуют;
- сотрудник ориентирован на карьерный рост, а следующей ступенью предполагается управление подчинёнными;
- на подчиненных руководитель не имеет влияния и среди них не пользуется авторитетом;
- большую часть работы подразделения из-за плохой организованности подчиненных руководителю приходится брать на себя;
- подчинёнными распоряжения руководителя выполняются неправильно или вовсе не выполняются;
- атмосфера в коллективе, по мнению руководителя, является неконструктивной;
- руководитель не может добиться нужных результатов деятельности коллектива и не усматривает в этом своей вины.
Развитие управленческих навыков наиболее эффективно может быть осуществлено при индивидуальном подходе. Этапы, по которым оно может быть организовано, приведем в таблице ниже.
Этапы развития управленческих навыков
№ | Название | Задачи |
Формулировка целей |
|
|
Исследовательский |
|
|
Обучающий |
|
|
Реализация |
|