Актуальные принципы и формы трудоустройства инвалидов
На данном этапе социального развития государства важнейшим приоритетом политики является комплекс мер по интеграции инвалидов в социум. За последние годы количество социально незащищенных слоев населения неуклонно возрастает, и во всем мире насчитывает около 10% от всего населения земного шара. Но это только верх айсберга, а сколько человек из-за сложности процедуры отказываются от получения этого статуса. Сегодня только 15% всех инвалидов трудоустроены, а среди 1 и 2-й групп инвалидности и того меньше – 8%. Каковы же принципы и формы трудоустройства инвалидов имеются в современном обществе.
Закон о трудоустройстве инвалидов
Каждый десятый человек на земле – инвалид. Статистика неутешительная и тем более государству следует задуматься о том, как помочь таким людям преодолеть последствия, восстановить свои утраченные функции и стать полноправным членом социума. В процессе интеграции огромную роль играет трудоустройство инвалидов. Труд оказывает благотворное влияние, дает чувство необходимости его для общества, а также позволяет не быть обузой для семьи.
Вместе с тем сегодня в экономике наблюдается спад производства, безработица поглотила даже здоровое население, что уж говорить о больных людях. В таких условиях государство побеспокоилось, чтобы все гарантии трудоустройства инвалидов достигли нуждающихся в помощи.
Государственная политика занятости инвалидов внедряет социальные мероприятия, которые бы содействовали трудоустройству ограниченных лиц, а для работодателей предусмотрены поощрения в связи с созданием новых или сохранением имеющихся рабочих мест для данной категории населения (ст. 5 Закона РФ № 1032-1 о занятости населения). Льготы для предприятия при трудоустройстве инвалидов включают в себя освобождение от единого социального налога для сумм выплат, которые не превышают 100 000 руб. в год на каждого инвалида.
Кроме того, в России 24 ноября 1995 года принят закон о трудоустройстве инвалидов, где в статье 9 говорится, что реабилитация инвалидов должна включать трудовую адаптацию, профессиональное образование.
Каким же образом государство конкретно помогает таким гражданам. Самая основная форма трудоустройства – это квотирование рабочих мест. Квота – это минимальное число вакансий для трудоустройства людей, которые нуждаются в соцзащите.
Рассмотрим, кому положена квота по трудоустройству инвалидов в соответствии с законодательством. Специальные места вводятся на всех предприятиях, независимо от формы собственности, где количество работающих более 30 человек. Квота, обычно, составляет 2-4% от общей численности трудящихся на данном предприятии.
Мероприятия по трудоустройству данной категории граждан осуществляются посредством деятельности территориальных центров занятости. Что делают центры занятости в отношении трудоустройства:
- создают базу данных по вакансиям в счет квотирования;
- выдают направления на трудоустройство лицам, которые особенно нуждаются в социальной защите и поиске работы;
- осуществляют контроль за выполнение квот;
- контролируют своевременное поступление платы в счет исполнения установленных квот;
- помогают в профессиональной подготовке или переквалификации;
- субсидируют инвалидов на общих основаниях, если это не воспрещается ИПР.
Какие же мероприятия проводятся на уровне государства для решения данной проблемы:
- осуществляется льготная финансовая и кредитная политика, направленная на предприятия, которые трудоустраивают инвалидов, на общества инвалидов;
- устанавливают на предприятиях разных форм собственности квоты на рабочие места;
- резервируют рабочие места по профессиям, которые наиболее подходят для инвалидов;
- стимулируют создание специализированных рабочих мест на предприятиях, организациях или учреждениях;
- создают инвалидам подходящие условия труда согласно ИПР инвалидов;
- создают условия для предпринимательства инвалидов;
- организовывают обучение инвалидов;
- адаптируют рабочее место под персональные возможности инвалида, оснащая место специальными приспособлениями и оборудованием.
Этот список полностью соответствует стандартным правилам предоставления равных возможностей инвалидам, которые приняты в ООН 20.12.1993 года. В данном документе предусматривается, что инвалиды вправе получать наравне с другими людьми гарантии занятости и что они должны иметь равные конкурентно-способные условия труда, приносящие доход. И ни в коем случае не должна проявляться дискриминация по отношению к данной категории трудящихся. Государствам же надлежит всячески поддерживать стремление инвалидов к труду и внедрение их в мировой рынок труда.
Недостатки квотирования
Во многих странах существуют законы, определяющие обязанности для работодателей выделять или резервировать специальные места для инвалидов. Однако, у данной системы есть существенные недостатки. Обязывая работодателей трудоустраивать социально незащищенных граждан, государство фактически перекладывает свои обязанности на работодателей. Попытка решить такую сложную социальную проблему за счет предпринимателей без вложения собственных сил, вызывает часто негатив со стороны работодателей. В результате чего жертвами оказываются самые беззащитные слои, подвергаясь дискриминации на рабочем месте, вплоть до насмешек и упреков.
Разве можно говорить в такой ситуации о психологической реабилитации. Как мы знаем, из всех инвалидов трудоустроено только 15%, а всему причина именно боязнь дискриминации. Большое значение оказывает социальное влияние на трудоустройство инвалидов. Большинство молодых инвалидов испытывают комплексы относительно своего состояния, боятся работать среди полноценных людей или недооценивают свои знания и возможности. Кроме того, работодатели не до конца понимают, насколько значим для инвалидов труд, как для удовлетворения физических потребностей, так и для повышения собственной самооценки и реализации себя наравне с полноценными людьми, а часто им попросту это неважно.
Но как бы там ни было, квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов предусмотрено законодательством, и отказ в трудоустройстве инвалида влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от 2 до 3 тыс. руб. (статья 5.42 пункт 1 КоАП РФ). Эта мера наказания предусмотрена во многих странах. Штрафы нельзя расценивать как карательную меру за невыполнение правовых норм. В сущности, это взносы, которые направляются на развитие для работодателей равных условий и способствуют созданию новых мест для работы инвалидов.
Кроме того, работодателю может быть выставлено взыскание не только за отказ в трудоустройстве инвалида, но и за невыполнение законодательства в отношении создания специальных рабочих мест и за отказ в трудоустройстве инвалидов в пределах квот. Однако, если условия труда на данном предприятии тяжелые и опасные для здоровья и жизни и противоречат индивидуальной программе реабилитации, тогда отказ в трудоустройстве вполне правомерный.
В случае отказа в трудоустройстве, инвалид имеет право подать иск в суд о признании отказа незаконным. По результатам судовых разбирательств, работодателя могут вынудить трудоустроить гражданина на работу с того дня, когда подано заявление о приеме на работу и оплатить ему время вынужденного прогула. В том случае, если работодатель не выполнил квоту или было невозможно это сделать, он обязан будет вносить обязательные платежи за каждого нетрудоустроенного в пределах квотирования. Эти средства идут на создание мест сверх квоты, а также направляются в общественные объединения инвалидов для создания специальных цехов и предприятий, использующих их труд. Таким образом, эти взносы это альтернатива квотированию. Этот принцип предоставляет предприятиям и компаниям выбор при выполнении квотирования – или брать на работу инвалидов в пределах квоты или платить взносы за нетрудоустроенных граждан.
На сегодняшний день именно квотирование является основной формой трудоустройства граждан особо требующих социальной защиты, хотя у данной формы есть и недостатки, о которых мы говорили выше, не позволяющие в полном объеме решить проблемы, связанные с социальной интеграцией инвалидов. Следовательно, несмотря на некоторые успехи данной формы, еще остается много нерешенных проблем, и обеспечение занятости данной категории остается наиболее острой и болезненной темой нашей действительности.
Имеет ли право инвалид 2 группы (последствия полиомиелита со стойким нарушением двигательной функции нижней конечности) работать врачом-патологоанатомом, вредностью по СОУТ класс 3.3.