Процедура смены фамилии в трудовой книжке
Зачастую возникают ситуации, когда работник организации по каким-либо причинам меняет свою фамилию. В этом случае корректировке подвергаются все его документы. В их перечень входит и трудовая книжка. При этом одни необходимо переоформлять, а в других достаточно внести соответствующие изменения. Как происходит смена фамилии в трудовой книжке, полезно знать как кадровику, так и обычному работнику.
Внесение изменений и ответственность
Работник не должен пренебрегать оповещением работодателя о смене своей фамилии. В противном случае это может послужить причиной потери действительности документов, которые подтверждают факт трудоустройства. За внесение любой информации в трудовую книжку несет ответственность работодатель. Сотрудники кадрового отдела должны постоянно следить за всеми изменениями трудового законодательства, чтобы осуществлять правильное оформление всех документов и не отвлекать сотрудников от выполнения их прямых обязанностей.
Каждый работник и работодатель должны помнить о том, что смена фамилии или имени приравнивается к изменению личных данных сотрудника. Решение о смене фамилии никаким образом не должно сказываться на правах человека, что касается и рабочего места. При этом, человек, перед оформлением всех документов, обязан ознакомиться со всеми бумагами, которые содержат в себе информацию касательно порядка ведения и использования данных работников. Затем нужно ознакомиться со своими правами и обязанностями, после чего можно смело ставить подпись. Что касается работодателя, то он должен оповещать человека обо всех своих действиях и объяснить, что делать с трудовой книжкой при смене фамилии.
Что нужно помнить о смене фамилии
Личными или персональными данными принято называть информацию о работнике, которые нужны работодателю для официального оформления. Как правило, хранятся такие сведения в бухгалтерских и кадровых документах организации. При любых изменениях данной информации ее владелец должен внести соответствующие записи в свои личные документы, и бумаги, хранящиеся на предприятии. К ним относят:
- трудовую книжку;
- трудовой договор;
- книгу учета движения трудовых документов;
- личную карту сотрудника.
Чтобы не затягивать процесс внесения изменений, о смене своих личных данных сотрудник должен сообщать заранее. Лучше, если это будет заявление на имя директора, составленное в письменном виде. Можно также дополнить такое заявление документами, подтверждающими смену личных данных сотрудником. Сюда можно отнести такие документы, как:
- свидетельство о заключении брака;
- свидетельство о разводе
- паспорт;
- свидетельство о смене фамилии или других данных.
В законодательстве не указан полный перечень документов, обязательных к предъявлению сотрудником работодателю. Но правильнее будет поступить именно так, поскольку это не будет вызывать сомнений и лишних вопросов. После получения такого заявления руководителем, он должен поставить свою резолюцию, а работник кадровой службы – внести соответствующую запись в трудовой книжке. Поскольку все записи в трудовой должны вноситься на основании официальных документов, руководитель должен издать приказ соответствующего содержания. Только после этого можно будет продолжить свой трудовой путь в организации.
В случае изменении фамилии сотрудника корректировке подвергается информация на титульном листе трудовой книжки. Для этого старая фамилия зачеркивается одной линией, а рядом вписывается новая.
Запись о смене фамилии владельца трудового документа вносится и на внутреннюю сторону обложки. При этом указываются ссылки на соответствующие документы и все необходимые реквизиты. Это все в конечном итоге предоставляется руководителю или начальнику кадрового отдела, который должен заверить достоверность внесенных изменений своей подписью и печатью.
Как быть с трудовым договором?
После решения вопросов о том, как сделать запись в трудовой книжке о смене фамилии, нужно обратить внимание на трудовой договор. Очень часто работодателей и работников волнует вопрос о том, стоит ли вносить аналогичные изменения личных данных в трудовой договор, и как все сделать правильно? На самом деле однозначного ответа на эти вопросы найти не получится. Решить проблему можно несколькими путями.
- Некоторые специалисты, работающие в сфере трудовых отношений между работодателями и сотрудниками, утверждают, что такие сведения являются не настолько важными, чтобы они включались в условия заключаемого договора.
- Другие же, наоборот, уверены, что трудовой договор должен предусматривать возникновение подобных ситуаций, и ссылаются на 57 статью ТК РФ. Здесь сказано, что договор составляется на основании сведений, действительных на момент его заключения, и при изменении каких-либо данных человек должен заключить с работодателем дополнение к договору.
Как видно, переоформления трудового договора можно избежать, но существуют и другие документы, которые придется исправлять. К подобным документам можно отнести свидетельство обязательного пенсионного страхования. О смене фамилии работодатель обязан оповестить местные органы Пенсионного фонда, после чего происходит переоформление этого документа.