Как правильно сделать запись в дубликате трудовой книжки
Многие сотрудники отдела кадров не раз сталкивались с такой ситуацией, когда сотруднику приходится выдавать дубликат трудовой книжки. Дубликат – это такой же правомочный документ, как и оригинал. Поэтому нужно знать, как сделать запись в дубликате трудовой книжки правильно.
Когда выдается дубликат?
Случаи, требующие выдачи дубликата трудовой книжки, указаны в соответствующих Правилах:
- утрата по вине самого работника (потерял, украли);
- утрата по вине работодателя (утеряна, уничтожена по ошибке);
- наличие записей (увольнение или перевод), которые потом признали недействительными;
- непригодность для дальнейшего использования (порвана, обгорела, испачкана).
Иногда у сотрудника или в отделе кадров находится ксерокопия трудовой книжки. Некоторым кажется более естественным решением просто заверить такую копию задним числом и считать ее основанием для того, чтобы выдать дубликат, и именно так и записать в 4 графе (Основание).
Но следует четко уяснить, что копия не является и не может являться основанием для оформления дубликата. Правда, такая копия очень полезна для воспроизведения точного списка всех мест работы, нужных дат и правильной рассылки запросов на выдачу справок, чтобы знать, как заполнить дубликат трудовой книжки.
Основание для дубликата
Основанием для заполнения дубликата трудовой книжки могут служить только оригиналы официальных документов – справки о приеме-увольнении со всех старых мест работы.
Все прежние организации (или государственные архивы) обязаны выдать или прислать справки о работе сотрудника. Эти справки необходимо сохранить: они могут понадобиться, например, для Пенсионного фонда.
В таких справках должны быть указаны точные даты приема-увольнения, все занимаемые должности, а также основания для выдачи справки (лицевые счета и приказы об увольнении-приеме). Необходимо наличие подписи первого руководителя прежней организации (или директора государственного архива) и печати организации. Требуется не печать подразделения, а главная, гербовая.
Заполнение дубликата трудовой книжки требует именно таких справок. Если же прежняя организация была реорганизована, продана или ликвидирована, а правопреемника или вышестоящей организации нет, то вся документация по персоналу должна быть передана в специальный центр документов по личному составу или в государственный архив.
Новый работодатель или сотрудник могут запросить государственный архив той местности, где находилась уже не существующая организация.
В случае реорганизации, изменения названия и формы собственности прежнего предприятия в справке (а потом в дубликате) надо указать прежнее название и юридическую форму предприятия (ООО, ТОО, ИП и так далее), действительное на тот период, когда там работал указанный сотрудник. Данные обязательно заверить современной печатью, даже если название и юридическая форма значительно отличаются от прежних.
Выписка из счета – основание?
В некоторых случаях сотрудники, потерявшие трудовую книжку, просят считать выписку из лицевого счета (СЗВК-4) основанием для оформления дубликата.
Следует помнить, что информация, указанная в СЗВ-К, может быть учтена только для указания общего стажа без разбивки на конкретные периоды. Чтобы подтвердить периоды работы на каждом конкретном месте и записать эти данные в дубликате трудовой, необходимы справки (копии приказов) из всех прежних организаций.
Записи в дубликате
Существуют определенные правила того, как правильно заполнить дубликат трудовой книжки.
В правом углу вверху на самой первой странице (титульной) надо написать «Дубликат».
Затем указать личные данные работника и в 3 графе (Сведения о работе) сделать запись об общем стаже работы (общее количество лет и месяцев) до приема на новое место работы, который подтвержден справками. Здесь не нужно уточнять наименования предприятий, занимаемые должности и конкретные даты.
Потом следует записать конкретные периоды работы:
- Во 2 графе поставить дату приема (увольнения) на то или иное место работы.
- В 3 графе записать название прежней организации, подразделение и должность.
- В 4 графе указать справку с прежнего места, дату выдачи и номер.
Записи о службе в вооруженных силах производятся на основании военного билета – в соответствии с отметками о дате призыва и дате демобилизации. Эти даты надо вписать в дубликат книжки, а в графе «Основание» написать «Военный билет №…».
Если трудовая книжка утрачена работодателем
При различных чрезвычайных обстоятельствах (общественные беспорядки, стихийные катастрофы, экологические бедствия, крупные аварии) может произойти массовая утрата документации, в том числе трудовых книжек. В этом случае в соответствии с 34 пунктом Правил создается комиссия для установления подлинного трудового стажа работников. Комиссия должна состоять из представителей профсоюзов, работодателей и других сторон.
Должность и стаж работников устанавливается на основе сохранившихся документов (карточка члена профсоюза, справка, расчетная книжка и другие). Если документов нет, то можно найти двух свидетелей, работавших там же, которые подтвердят, что этот сотрудник работал именно в этой организации на указанной должности.
Работа на других предприятиях до поступления к текущему работодателю устанавливается по справкам со старых мест работы. В соответствии с актом комиссии сотруднику выдают дубликат книжки.
Дубликат при недействительных записях
В 33 пункте Правил указано, что если запись о переводе или увольнении признается недействительной, то следует выдать дубликат трудовой книжки и перенести в него все предыдущие записи, за исключением тех, что признаны недействительными.
На титульной странице старой трудовой следует написать «Взамен выдан дубликат» и указать его номер и серию.
Нередки случаи, когда в старой трудовой книжке были допущены различные ошибки и нарушения:
- не были указаны статьи Трудового кодекса,
- приводились неверные ссылки,
- не указывалось сокращенное и полное наименование предприятия,
- использовались сокращения.
Следует ли копировать все старые записи в точности, включая ошибки и нарушения, или можно внести исправления? Опытные кадровики считают, что изменять записи при переносе нельзя, а дубликат должен точно соответствовать старой ТК. То есть надо копировать все, даже ошибки в написании слов и явные нарушения в оформлении официальных документов. Внести исправления можно в соответствующем порядке – созданием новой записи.