Стратегическое управление персоналом компании на примере Starbucks Coffee Company
Стратегическое управление персоналом является мощным инструментом в условиях острой конкурентной борьбы в любой сфере деятельности. Современные организации внедряют стратегическое управление, и это приводит к отличным результатам. Рассмотрим стратегическое управление персоналом на примере сети кофеен «Старбакс» (Starbucks Coffee Company).
Теория стратегического управления персоналом
Понятие стратегического управления персоналом включает в себя множество факторов. Наиболее понятным и близким к сути этого термина будет следующее определение. Стратегическое управление персоналом – это определенный набор закономерностей и правил работы с персоналом организации, выстроенных в соответствии с ее стратегическими целями и кадровой политикой.
В соответствии со стратегией развития организации разрабатываются направления кадровой политики, на основе которых строится дальнейшая работа с персоналом в организации:
- проведение маркетинговых мероприятий в области работы с персоналом;
- предвидение и планирование потребностей в различных категориях персонала;
- планирование потребности в новых рабочих местах;
- создание единой системы работы с персоналом: отбор, внедрение системы адаптации, повышение квалификации, оценка и аттестация персонала;
- подбор и расстановка персонала;
- создание системы различных видов мотивации персонала.
Стратегическое управление персоналом на примере предприятия «Старбакс»
Для наглядного примера внедрения стратегического управления персоналом возьмем западную компанию «Старбакс». Выбор этот сделан не случайно. В основе функционирования этой компании лежит политика социальной ответственности. Причем неважно, какой аспект деятельности можно выделить: приготовление кофе, работа с конкурентами и поставщиками или взаимодействие с персоналом.
Отношение руководства компании «Старбакс» к своему персоналу является основным ключом к успешному развитию бизнеса. Политика этой компании направлена на то, чтобы максимально выразить ценность для нее каждого сотрудника. Это прописано в некоторых пунктах миссии компании, которые говорят о создании хороших условий труда для каждого работника и призывают к уважительному отношению друг друга.
Система подбора персонала здесь разработана до мелочей. Требования прописаны конкретно и четко по каждой позиции. В компанию отбираются те сотрудники, которые разделяют идеологию компании и готовы относиться к своей работе как к делу всей своей жизни. Помимо формальных требований (образование и опыт работы), важным критерием является психологическая совместимость потенциальных работников, готовность стать частью единой команды.
Собеседование проводится в дружественной обстановке и длится около 30 минут. За это время интервьюер анализирует каждый ответ претендента, оценивает его способность ориентироваться в незнакомой обстановке и способность поддержать беседу. В результате такого тщательного отбора компания получает персонал, о котором мечтает любой руководитель, – лояльный, преданный, высококвалифицированный.
После того, как сотрудник принят, его обучают тонкостям работы в этой компании. Персонал распределяют по местам очень грамотно, используя следующие критерии:
- удобное для сотрудника территориальное расположение места работы;
- закрепление наставничества, как правило, менее опытные работники прикрепляются к более опытным.
Руководство «Старбакса» тратит на развитие персонала достаточно весомые суммы. Поскольку стратегия компании выстроена на понимании того, что от каждого сотрудника, работающего в «Старбаксе», зависит успех компании в целом.
При обучении персонала предпочтение отдается тренингам и деловым играм. Именно эти виды обучения способствуют командообразованию и повышению квалификации персонала.
Система мотивации в «Старбаксе» выстроена следующим образом:
Денежная мотивация
Здесь система оплаты полностью прозрачна и понятна для каждого работника. Оплата труда почасовая. Заработная плата повышается ежегодно только для тех сотрудников, работа которых была оценена непосредственным руководителем как положительная. Это является стимулом для остальных сотрудников стремиться к повышению своей квалификации и более качественному выполнению своих обязанностей.
Нематериальная мотивация
Компания разрабатывает для своих работников различные бонусные программы. Различными способами проявляет лояльное отношение к каждому сотруднику.
Анализируя различные подходы к вопросу разработки и внедрению кадровой политики, можно отметить, что только грамотно выстроенная стратегическая политика управления персоналом является основой успеха любой компании.