Профессиональные навыки продавца-консультанта
Главные две задачи продавца-консультанта: помочь покупателю выбрать необходимый ему товар и профессионально подготовить покупку. Эта профессия сегодня относится к числу наиболее востребованных и высокооплачиваемых. Поэтому попробуем разобраться, какие навыки продавца-консультанта должны быть у соискателя, чтобы он смог занять эту должность.
Профессиональные качества
Желая стать продавцом-консультантом, важно понимать, что в таком случае придется тесно связать свою жизнь с торговлей. А поскольку торговля, по сути, искусство общения и убеждения, то только при наличии природной коммуникабельности удастся стать ее участником.
Люди этой профессии должны непрерывно ощущать потребность в общении и быть готовыми к нему, поскольку в противном случае исполнение профессиональных обязанностей очень скоро будет в тягость. Однако поскольку общение бывает разным, неконфликтность и вежливость – ключевые качества продавца-консультанта.
Грубость, навязывание собственного мнения и отстаивание своей позиции в торговом зале просто неуместны, и вне зависимости от того, что говорит клиент, продавец обязан быть любезным и вежливым. Этим, следовательно, определяется, что профессионал должен быть готов к возникновению различных неприятных и даже стрессовых ситуаций, уметь психологически отгораживаться и отстраняться от происходящего, безукоризненно выполняя при этом свои должностные обязанности. На этой работе не обойтись также и без умения мирно урегулировать конфликтные ситуации.
В любом магазине продавец-консультант является самостоятельной единицей, к которой покупатели могут обратиться за помощью в случае возникновения вопросов. Способность разрешить проблему, не привлекая администрацию, — значимый плюс для того, кто планирует работать в данной сфере. Все эти профессиональные навыки продавца-консультанта должны быть подкреплены железным самообладанием.
Необходимые знания
Также бесспорно, что никакие коммуникативные навыки не заменят компетентности в вопросах, относящихся к реализуемой продукции.
Продавец-консультант должен разбираться в том, что продает, иначе рано или поздно даже самый неконфликтный сотрудник вызовет обоснованное недовольство клиентов.
Для работника торговли важно также уметь обращаться с денежными средствами, владеть необходимыми знаниями для работы с регистраторами кассовых операций, разбираться в компьютерном учете.
Как стать успешным продавцом-консультантом
Достичь успеха на данной должности можно, не просто работая продавцом, а зная, как нужно работать. Специальность «продавец» каждый при желании может сегодня получить официально, для этого нужно поступить в торговый колледж или вуз.
Там учащимся предоставляется возможность овладеть навыками продавца, являющимися универсальными для всех типов торговли, однако при этом не будет учтено разнообразие специфик существующих торговых организаций. И хотя приобретенные таким образом знания весьма важны, они составляют всего лишь 10% общего профессионализма продавца. Остальные же 90% знаний приобретаются специалистом в процессе работы, путем выполнения текущих задач и их анализа.
Только проработав в конкретной организации продавцом-консультантом некоторое время, человек сможет сформировать у себя, если, конечно, у него есть к этому склонности, нужные именно для этой работы навыки.
Кроме того, в настоящее время восполнить недостающие знания можно с помощью тренингов, в том числе и организованных работодателями, которые как никто другой заинтересованы в том, чтобы их персонал работал качественно и результативно. Посещение таких курсов, следует отметить, будет полезным для каждого человека с активной жизненной позицией, поскольку с их помощью можно овладеть техниками оптимального общения в различных ситуациях.