Онлайн-кассы

ЭЦП для онлайн-касс: в каких случаях необходима и как ее получить

Переход на новый режим деятельности по закону № 54-ФЗ в последней редакции (№ 290-ФЗ) с 1 февраля 2017 года потребовал работы с электронным форматом документов и, соответственно, активного использования ЭЦП для кассы-онлайн.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) представляет собой компьютерный алгоритм криптографического преобразования информации с применением закрытого ключа для идентификации владельца сертификата и защиты электронного документа от подделок.

Электронный ключ для удобства хранения записывается на eToken или другой сходный по техническим характеристикам носитель.

Следует знать!
Существует 3 вида ЭЦП: простая, усиленная и квалифицированная (КЭП). Первый вид юридической силы не имеет; второй может применяться участниками сторон по договоренности, но согласно законодательству РФ только третий вид ЭЦП обладает полноценной юридической силой по умолчанию.

В чем суть использования ЭЦП для онлайн-касс

Электронная подпись в рамках правоотношений между продавцом, оператором фискальных данных (ОФД) и налоговой службой (ФНС) выполняет 2 основные задачи:

Ее действие аналогично обычной рукописной росписи, но с расширенным функционалом защиты.

  • Во-первых, подтверждение авторства отправителя документа: наличие КЭП удостоверяет на 100%, что документ отправил именно владелец ЭЦП.
  • Во-вторых, защита от подделки: подписанный с использованием КЭП документ невозможно подделать.
  • В-третьих, несанкционированное исправление или дополнение документа невозможно: все случаи исправлений и дополнений требуют использования подписи.
  • В-четвертых, наличие юридической силы: использование ЭЦП позволяет заключать официальные соглашения и работать с бумагами через Интернет без использования рукописной подписи.

На заметку!
Универсальной подписи для работы во всех сферах правоотношений пока не существует, поэтому для ведения дел в онлайн-режиме может потребоваться несколько разных КЭП.

ЭЦП для касс относятся к тому же типу, что и ЭЦП для подачи налоговой отчетности в ФНС. Для выполнения обеих задач достаточно получить одну электронную подпись, которая будет актуальна как для работы с онлайн-кассой, так и для получения услуг на официальном сайте ФНС и портале Госуслуг.

Подписи для ЕГАИС или для банкового обслуживания не могут быть использованы при работе с онлайн-кассой.

Где и как получить ЭЦП для кассы-онлайн

Усиленную квалифицированную подпись можно получить в специально аккредитованном Удостоверяющем центре (УЦ). Он должен присутствовать в реестре ФНС и иметь соответствующую лицензию. Процедура получения ЭЦП для ККТ достаточно проста:

  1. Заполнение заявки и уточнение деталей.
  2. Заполнение высланной УЦ анкеты с указанием достоверных данных.
  3. Оплата счета.
  4. Передача отсканированных документов и оплаченного счета.
  5. Получение электронной подписи. Процесс изготовления занимает 1-3 суток, после чего готовую КЭП можно забрать в центре выдачи.

После прохождения процедур оформления на руки выдаются:

  • набор программ и утилит для работы;
  • носитель с закрытым ключом ЭП и сертификатом.

Зарегистрированная ЭЦП фиксируется в реестре УЦ. В случае, если центр прекращает свое существование, он передает данные своего реестра другому юридическому лицу либо уведомляет о прекращении своей деятельности всех держателей ЭП не позднее, чем за 1 месяц.

Как использовать

Для использования КЭП потребуется:

  • закрытый ключ (хранится на eToken) – известен и доступен только владельцу;
  • программа-шифратор (устанавливается на компьютерное устройство) – используя закрытый ключ, создает уникальную подпись для документа;
  • сертификат – программный документ, удостоверяющий принадлежность подписи; содержит открытый ключ, позволяющий удостоверить подлинность подписи получателем.

Для справки:
в работе ЭЦП для онлайн-касс применяется шифровальная программа «КриптоПро», одобренная ФСБ РФ.

Принцип работы

  1. Программа-шифратор проводит хеширование – преобразует документ в порядок символов и кодирует полученный хеш с помощью закрытого ключа.
  2. Владелец отправляет документ, приложив к нему хеш и сертификат с контактными данными.
  3. Получатель повторно хеширует документ и, используя открытый ключ из сертификата, открывает высланный отправителем документа хеш.
  4. Если оба хеша аналогичны друг другу – подпись достоверна и документ получает юридическую силу.

Можно ли зарегистрировать онлайн-кассу без ЭЦП?

Ответ: можно, но такая регистрация вызовет больше проблем, чем регистрация с предварительным получением ЭЦП.

  • Новая форма регистрации ККТ «на бумаге» еще не утверждена и действует в неофициальном режиме, поэтому не все инспекторы ФНС готовы к такой работе.
  • Для заключения договора с ОФД также требуется наличие ЭЦП, при этом далеко не все операторы согласны пойти навстречу и оформить договор без электронной подписи в «бумажном формате».

Итоги

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) – удобное решение для ведения бизнеса в онлайн-режиме, без отрыва от своего рабочего места. Стоимость такого решения невелика, в то время как экономия времени и надежность значительно повышают эффективность рабочего процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *