Влияние приоритетов хозяйственной деятельности на особенности управления персоналом
Единственной целью ведения бизнеса в 50-е было получение прибыли. В соответствии с идеями общепринятой теории социального контракта, субъекты предпринимательской деятельности обязаны своим существованием социуму, а не только учредителям: бизнес ответственен перед работниками, их семьями, общиной, государством, человечеством.
Отличия управления персоналом
Этим обусловлены особенности управления персоналом:
- интегрирование управления кадрами в общую систему менеджмента, увязывание его со стратегическими целями и установками предприятия, производственными процессами, корпоративной культурой;
- программирование в рамках управления персоналом развернутой схемы мероприятий по урегулированию занятости, проведению отбора персонала, продвижения кадров и повышения их квалификации;
- тщательный учет профессиональных качеств и личностных характеристик наемных работников, имеющий целью раскрыть и использовать их таланты и склонности;
- широкое применение пропагандистских и воспитательных методов работы с работниками и членами их семей (традиция японских корпораций);
- централизация менеджмента в руках одного человека или органа и выведение кадровых функций из компетенции линейных менеджеров;
- научная основа совершенствованию механизма управления персоналом.
Сегодня сотрудники рассматриваются как богатство и конкурентное преимущество компании. Об этом свидетельствуют название теории в западной науке – human capital management. Культивируется мысль о том, что персонал, как и любой другой капитал, нужно беречь и приумножать, а это означает:
- нанимать людей с умом;
- мотивировать и стимулировать работающих к плодотворному труду;
- повышать уровень знаний и профессионального мастерства работников.
Реализация целей управления
Можно долго перечислять объективные и субъективные факторы, влияющие на управление персоналом. Однако очевидно, что принципиальная схема управления персоналом определяется миссией организации как совокупности двух подсистем:
- жесткой технократической (конвейер);
- мягкой личностно-социальной (творческое объединение).
Можно смело прибавить к двум названным информационную систему. Предприятие – социотехническая единица, где все работают для достижения общей цели. Поэтому ее деятельность может быть эффективной только в случае осознания всеми членами коллектива (а не только руководством) целей учреждения и их личного участия в ее достижении.
Обратная связь в управлении персоналом
Немаловажную роль в этом процессе играет обратная связь в управлении персоналом (по-английски – feedback), которая:
- предоставляет работнику объективную информацию об оценке его деятельности руководством;
- обеспечивает его возможностью исправлять ошибки и улучшать качество своего труда;
- в отличие от критики, носит сдержанный, гипотетический характер и подразумевает диалог.
Нужно отметить, что принципы гуманизма и социальной ответственности, увы, характерны не для всех организаций. Например, ориентация на прибыль и кратковременную деятельность означает отношение к работнику как к винтику механизма, ресурсу, на котором нужно экономить.
При этом наблюдается:
- текучка кадров;
- минимально возможная оплата труда;
- жестко контролируемый цифровыми показателями индивидуальный труд;
- люмпенизированный тип трудовой мотивации;
- отсутствие поощрений и финансовые взыскания;
- нулевой интерес к социальным, жилищным и другим нуждам персонала.
Четко видны особенности управления персоналом при различных стратегиях организации. Гораздо бережней относятся к работнику компании, ориентированные на иные стратегии, такие как:
- поддержание постоянной клиентской базы;
- главное – общее, социально значимое дело, а прибыль и клиенты приложатся;
- основа успеха – развитие и адаптация;
- главное – работник, если он мотивирован, то обеспечит доходность;
- основа взаимодействия – территория: мы поможем городу, а он – нам.