Управление персоналом

Что лежит в основе управления персоналом предприятия

Основы управления персоналом (УП) – это структурная составляющая более обширного понятия – менеджмент. К формированию этой области знаний в западноевропейской культуре привело развитие рыночной экономики. Наука постсоветских государств впитывает принципы управления трудовыми ресурсами, выработанные за рубежом и адаптирует их к местным экономическим и ментальным реалиям.

Определение УП

В отечественной литературе фигурирует ряд равнозначных по содержанию определений рассматриваемого явления:

  • Основы управления сотрудникамименеджмент человеческих ресурсов (калька с американского human resources management, сокращенно HRM);
  • управление персоналом организации;
  • администрирование трудовых ресурсов.

Управление персоналом может восприниматься в таких основных качествах:

  1. прикладная наука, сконцентрировавшая в единый комплекс достижения экономики, юриспруденции, социологии, политологии и психологии;
  2. учебная дисциплина, преподаваемая будущим управленцам (например, студентам специальности «Менеджмент организации»);
  3. вид профессиональной деятельности с целью повышения производительности труда каждого работника и коллектива за счет:
  • разработки и воплощения кадровой стратегии;
  • подбора персонала исходя из философии организации;
  • продуманного поощрения наемных работников с учетом индивидуального вклада в общий результат;
  • разрешения конфликтов на начальной стадии.

Понятие управления персоналом зависит от угла зрения. Это одновременно:

  • знание – синтез отдельных сведений об администрировании наемного труда в едином контексте;
  • прикладная наука, дающая рекомендации относительно методов воздействия на персонал для достижения целей организации;
  • специфичная функция распорядительной деятельности, направленная на человека, как частичку трудового коллектива и других социальных групп;
  • комплекс мероприятий, применяемых во всех учреждениях, использующих наемный труд, способствующий повышению его эффективности, раскрытию и использованию талантов и способностей сотрудников для достижения коллективных и индивидуальных целей.

Менеджмент персонала как система

Разработка и внедрение управления кадрами на предприятии предполагает комплексный подход к решению проблемы результативности. В ее рамках функционируют целевые подсистемы линейного администрирования и все ее составляющие: организационная структура, кадры, технические средства координации. Управление персоналом как система реализует функции обоснования, разработки, принятия и внедрения управленческих решений и включает подсистемы:

  • линейного руководства;
  • планирования и маркетинга наемного труда;
  • найма, увольнения и учета персонала;
  • трудовых отношений;
  • охраны труда;
  • развития персонала;
  • мотивации поведения сотрудников;
  • социального развития;
  • усовершенствования организационных структур администрирования;
  • юридического сопровождения;
  • информационного обеспечения.

Менеджмент как процесс

Управление персоналом как профессиональная деятельность базируется на таких принципах:

  • научность – широкое применение достижений гуманитарных научных дисциплин, объектом исследования которых является личность, группы людей, трудовые коллективы, социум в целом;
  • системность в анализе факторов, влияющих на поведение наемных работников и выборе методов влияния;
  • гуманизм – строжайшее соблюдение прав человека, индивидуальный подход к каждому члену коллектива, признание персонала главным достоянием учреждения, а каждого работника – индивидуальностью со специфическим потенциалом;
  • мастерство, предусматривающие наличие у менеджеров по персоналу адекватного образования, опыта и необходимых навыков, позволяющих плодотворно управлять коллективом конкретного учреждения.

Работа по управлению персоналом – это целевое влияние на человеческий компонент учреждения, направленное на приведение возможностей трудового коллектива в соответствие со стратегией, задачами и условиями развития предприятия.

Менеджмент персонала охватывает следующие сферы деятельности:

  1. подбор и адаптация сотрудников;
  2. стратегическая работа с наемными работниками;
  3. тактическая деятельность относительно персонала, предполагающая:
  • обучение и совершенствование умений;
  • комплексную оценку качества работы;
  • организацию коллективного труда;
  • улучшение деловой коммуникации и мотивации;
  • управление адекватной оплатой труда.

Управление как вид социального управления

Трудовые отношения играют главенствующую роль в экономической системе любого общества. Человечество не может обойтись без потребления материальных благ, а их нужно кому-то производить. Для достижения этой цели и применяется коллективный труд. Поэтому со времен появления института государства рабочие отношения являются сферой его пристального внимания.

Методы управления персоналомВ советский период трудовая деятельность считалась главным способом социализации взрослого человека. Поэтому нет ничего странного в том, что в пределах таких дисциплин, как экономика труда и политическая экономия понятия «регулирование социально-трудовых отношений» и «управление трудом» отождествлялись. Сегодня место управления персоналом в регулировании социально-трудовых отношенийопределяется несколько иначе. Эти явления соотносятся как общее и частное, поскольку существует многоступенчатая структура этих отношений. Они реализуются на уровне:

  • страны в целом (отдельно рассматривается международная трудовая миграция и особенности работы в наднациональных корпорациях);
  • региона или иного муниципального образования;
  • конкретного предприятия.

Цели и методы управления

Советский лозунг «Кадры решают все» не утратил своей актуальности. Поэтому роль управления персоналом в организации невозможно переоценить. Команда удачно подобранных и мотивированных профессионалов способна решить самые сложные задачи. И наоборот, апатичный коллектив, подверженный внутренним конфликтам и нездоровой конкуренции, «завалит» даже самый продуманный проект.

Выделяют следующие задачи менеджмента персонала:

  • укомплектование штата предприятия согласно стратегии развития в долго- и краткосрочной перспективе, а также в соответствии с производственными задачами, включая прогнозированные финансовые показатели;
  • налаживание системы подготовки руководящего состава;
  • принятие адекватных мер относительно менеджеров, которые не справляются с поставленными заданиями;
  • ориентирование отдела управления персоналом на достижение конкретных производственных результатов.

К основным методам менеджмента относят:

  • экономические – приемы, с помощью которых осуществляется воздействие на работников посредством соизмерения затраченных материальных и трудовых ресурсов и конечных результатов (например, заработная плата – от выработки);
  • организационно-директивные – методы прямого воздействия, которые носят властный характер и основаны на документальном закреплении должностных обязанностей, дисциплине, принуждении, ответственности;
  • психологические методы – мотивация, статусное поощрение, социальное планирование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *