Что лежит в основе управления персоналом предприятия
Основы управления персоналом (УП) – это структурная составляющая более обширного понятия – менеджмент. К формированию этой области знаний в западноевропейской культуре привело развитие рыночной экономики. Наука постсоветских государств впитывает принципы управления трудовыми ресурсами, выработанные за рубежом и адаптирует их к местным экономическим и ментальным реалиям.
Определение УП
В отечественной литературе фигурирует ряд равнозначных по содержанию определений рассматриваемого явления:
- менеджмент человеческих ресурсов (калька с американского human resources management, сокращенно HRM);
- управление персоналом организации;
- администрирование трудовых ресурсов.
Управление персоналом может восприниматься в таких основных качествах:
- прикладная наука, сконцентрировавшая в единый комплекс достижения экономики, юриспруденции, социологии, политологии и психологии;
- учебная дисциплина, преподаваемая будущим управленцам (например, студентам специальности «Менеджмент организации»);
- вид профессиональной деятельности с целью повышения производительности труда каждого работника и коллектива за счет:
- разработки и воплощения кадровой стратегии;
- подбора персонала исходя из философии организации;
- продуманного поощрения наемных работников с учетом индивидуального вклада в общий результат;
- разрешения конфликтов на начальной стадии.
Понятие управления персоналом зависит от угла зрения. Это одновременно:
- знание – синтез отдельных сведений об администрировании наемного труда в едином контексте;
- прикладная наука, дающая рекомендации относительно методов воздействия на персонал для достижения целей организации;
- специфичная функция распорядительной деятельности, направленная на человека, как частичку трудового коллектива и других социальных групп;
- комплекс мероприятий, применяемых во всех учреждениях, использующих наемный труд, способствующий повышению его эффективности, раскрытию и использованию талантов и способностей сотрудников для достижения коллективных и индивидуальных целей.
Менеджмент персонала как система
Разработка и внедрение управления кадрами на предприятии предполагает комплексный подход к решению проблемы результативности. В ее рамках функционируют целевые подсистемы линейного администрирования и все ее составляющие: организационная структура, кадры, технические средства координации. Управление персоналом как система реализует функции обоснования, разработки, принятия и внедрения управленческих решений и включает подсистемы:
- линейного руководства;
- планирования и маркетинга наемного труда;
- найма, увольнения и учета персонала;
- трудовых отношений;
- охраны труда;
- развития персонала;
- мотивации поведения сотрудников;
- социального развития;
- усовершенствования организационных структур администрирования;
- юридического сопровождения;
- информационного обеспечения.
Менеджмент как процесс
Управление персоналом как профессиональная деятельность базируется на таких принципах:
- научность – широкое применение достижений гуманитарных научных дисциплин, объектом исследования которых является личность, группы людей, трудовые коллективы, социум в целом;
- системность в анализе факторов, влияющих на поведение наемных работников и выборе методов влияния;
- гуманизм – строжайшее соблюдение прав человека, индивидуальный подход к каждому члену коллектива, признание персонала главным достоянием учреждения, а каждого работника – индивидуальностью со специфическим потенциалом;
- мастерство, предусматривающие наличие у менеджеров по персоналу адекватного образования, опыта и необходимых навыков, позволяющих плодотворно управлять коллективом конкретного учреждения.
Работа по управлению персоналом – это целевое влияние на человеческий компонент учреждения, направленное на приведение возможностей трудового коллектива в соответствие со стратегией, задачами и условиями развития предприятия.
Менеджмент персонала охватывает следующие сферы деятельности:
- подбор и адаптация сотрудников;
- стратегическая работа с наемными работниками;
- тактическая деятельность относительно персонала, предполагающая:
- обучение и совершенствование умений;
- комплексную оценку качества работы;
- организацию коллективного труда;
- улучшение деловой коммуникации и мотивации;
- управление адекватной оплатой труда.
Управление как вид социального управления
Трудовые отношения играют главенствующую роль в экономической системе любого общества. Человечество не может обойтись без потребления материальных благ, а их нужно кому-то производить. Для достижения этой цели и применяется коллективный труд. Поэтому со времен появления института государства рабочие отношения являются сферой его пристального внимания.
В советский период трудовая деятельность считалась главным способом социализации взрослого человека. Поэтому нет ничего странного в том, что в пределах таких дисциплин, как экономика труда и политическая экономия понятия «регулирование социально-трудовых отношений» и «управление трудом» отождествлялись. Сегодня место управления персоналом в регулировании социально-трудовых отношенийопределяется несколько иначе. Эти явления соотносятся как общее и частное, поскольку существует многоступенчатая структура этих отношений. Они реализуются на уровне:
- страны в целом (отдельно рассматривается международная трудовая миграция и особенности работы в наднациональных корпорациях);
- региона или иного муниципального образования;
- конкретного предприятия.
Цели и методы управления
Советский лозунг «Кадры решают все» не утратил своей актуальности. Поэтому роль управления персоналом в организации невозможно переоценить. Команда удачно подобранных и мотивированных профессионалов способна решить самые сложные задачи. И наоборот, апатичный коллектив, подверженный внутренним конфликтам и нездоровой конкуренции, «завалит» даже самый продуманный проект.
Выделяют следующие задачи менеджмента персонала:
- укомплектование штата предприятия согласно стратегии развития в долго- и краткосрочной перспективе, а также в соответствии с производственными задачами, включая прогнозированные финансовые показатели;
- налаживание системы подготовки руководящего состава;
- принятие адекватных мер относительно менеджеров, которые не справляются с поставленными заданиями;
- ориентирование отдела управления персоналом на достижение конкретных производственных результатов.
К основным методам менеджмента относят:
- экономические – приемы, с помощью которых осуществляется воздействие на работников посредством соизмерения затраченных материальных и трудовых ресурсов и конечных результатов (например, заработная плата – от выработки);
- организационно-директивные – методы прямого воздействия, которые носят властный характер и основаны на документальном закреплении должностных обязанностей, дисциплине, принуждении, ответственности;
- психологические методы – мотивация, статусное поощрение, социальное планирование.