Управление персоналом

Правильная и эффективная регламентация управления персоналом

Управление сотрудниками внутри отдельно взятого предприятия – задача достаточно сложная, однако, выполнимая. Регламентация управления персоналом появляется далеко не сразу. Чаще всего это происходит после увеличения количества правил и норм работы в организации. Фирма развивается, число партнеров и количество производимых товаров/услуг увеличивается. Все это усложняет работу руководителей.

Как можно регламентировать обязанности персонала?

Системы управления персоналомТолковый начальник способен эффективно руководить 7 заместителями и контролировать работу примерно 10 ключевых сотрудников предприятия. Четкий алгоритм распределения прав и обязанностей между сотрудниками необходим, в противном случае все управленческие манипуляции будут играть неформальную роль. Недопустимо, чтобы ответственность и полномочия фиксировались только устно. В этом случае недобросовестные сотрудники всегда смогут воспользоваться ситуацией и практически не работать.

Существуют определенные рекомендации по управлению персоналом, которыми может воспользоваться любой начинающий глава организации, а также начальник с большим опытом руководства сотрудниками. Они представляют собой модели, по которым должны выполняться все работы внутри предприятия. Существуют стандартные формы контроля над поведением работников и их работы:

  • правила;
  • нормы;
  • традиции.

Первая форма является самой жестокой методикой регламентации обязанностей. Все правила оформлены документально. Согласно им сотрудники должны выработать специальную модель поведения и придерживаться ее во избежание штрафных взысканий. С помощью правил обычно менеджерами регулируются технологические процессы.

Случается так, что из-за существующих правил создается особая модель поведения сотрудников, дресс-код, могут использоваться даже специальные методики проведения совещаний. Во время проведения корпоративных мероприятий также необходимо соблюдать поведенческие правила, созданные HR-специалистами. В особо сложных случаях внедряемая модель поведения должна совпадать с той, что сотрудник применяет в личной жизни.

В качестве неофициальной регламентации обычно используются нормы, которые никак не зафиксированы, но четко соблюдаются. Чаще всего те, кто пропагандирует эти нормы, играет роль неформального лидера в коллективе.

Наиболее мягкой регламентацией в данном случае следует считать традиции. Руководство одобряет их, но не требует от своих подопечных тщательного их выполнения. Этот вариант считается идеальным, однако поддерживать его или нет – зависит только от самого сотрудника компании.

Какие именно нормы необходимо внедрять?

Для регламентации управления персоналом необходимо четко определиться с тем, что именно нужно использовать для успешного функционирования предприятия. В качестве субъектов трудовой деятельности необходимо понимать сотрудников всех отделов компании, ежедневно прикладывающих все усилия для успеха предприятия. Все субъекты можно подразделить на коллективные (отделы, подразделения и т.д.) и индивидуальные.

Регламентация производится с помощью:

  • должностных инструкций,
  • специальных приказов,
  • положений.

Формированием подобных документов занимаются специалисты HR-отдела. Они же занимаются мониторингом всех заполняемых сотрудниками организационных материалов.

Под процессами рекомендуется понимать рабочие операции, которые были выполнены субъектами, использующими ресурсы для достижения своих целей. Активная роль здесь отводится нормативным документам, созданным HR-специалистами, которые в данном случае играют роль экспертов по анализу рабочей деятельности и созданию текстов.

Под ресурсами следует понимать материалы, финансовые вложения, а также сотрудников, которые в совокупности способны обеспечить стабильную и качественную работу предприятия. Очень важно сделать все, чтобы распределение ресурсов было выполнено грамотно, согласно всем существующим нормативам и прочим планово-учетным документам.

Самые важные ресурсы в компании

Ключевым ресурсом в каждом предприятии являются его сотрудники, ведь именно с их помощью удается добиться выполнения всех поставленных задач. HR-специалисты здесь играют одну из важнейших ролей: они должны разработать качественный план по управлению сотрудниками. Также именно они обязаны создавать справочники по кадровым вопросам для всех сотрудников предприятия.

Персонал также обязан реагировать на еще один вид документов регламентирующего типа – распорядительные материалы:

  • служебные записки,
  • решения,
  • приказы.

Все они используются для того, чтобы решать текущие вопросы в кратчайшие сроки без создания дополнительных документов, на что приходится тратить огромное количество времени.

Руководящие указания по организации работы с персоналом должны поступать от вышестоящего начальства с регулярной частотой. В каждой категории персонала должна наличествовать собственная система ДОУ (документационного обеспечения управления), с помощью которой реализуется своевременный документооборот. По мнению некоторых специалистов, регламентирующие документы играют важную роль только для сотрудников, занимающихся управлением персоналом, но это не так. Качественно организованная система ДОУ – залог успеха всей организации. Регламентация деятельности персонала напрямую зависит от уровня сотрудника:

  1. Указания по управлению персоналомТоп-менеджеры самостоятельно формируют набор правил, после чего передают их своим заместителям, которые должны следить за их выполнением.
  2. Руководители среднего звена определяют функционал сотрудников, согласно имеющемуся набору, и контролируют его выполнение.

Важнее всего контролировать работу исполнителей. Все составленные документы должны быть им понятны и просты в использовании. Чаще всего исполнители не понимают и не выполняют регламентирующие документы по той причине, что в них недостаточно отражены их полномочия. Кроме того, правильная регламентация обязана усилить нагрузку на работников, однако такое повышение далеко не всегда соответствует росту заработной платы.

Регламентация и ее польза

Регламентация управления персоналом не потребует от предприятия каких-либо дополнительных капиталовложений. Она доступна любой компании, желающей привести в порядок рабочую деятельность. За счет регламентации можно систематизировать работу сотрудников, сделать ее более эффективной, повысить значимость.

Но для того, чтобы управление компанией было успешным, необходимо выполнить не только структурное описание всех правил, по которым будет работать персонал. Необходимо также внедрить в мышление сотрудников ценностные установки, с помощью которых можно будет выполнить все намеченные регламентом правила.

Установка правил, по которым сотрудники смогут осуществлять рабочую деятельность, целиком лежит на плечах HR-специалистов – именно они занимаются разработкой соответствующих мероприятий психологического характера. Также многое зависит от климата в коллективе, который устанавливается всеми сотрудниками.

Правильная регламентация – залог будущего развития предприятия

Сотрудники, выполняющие умственную работу, очень часто не задумываются о том, что рациональная организация рабочего места может помочь им в выполнении своих обязанностей. Таким образом, если правильно внедрить ценностные установки в мышление сотрудника, он и на своем рабочем месте сможет навести порядок, и в своей рабочей деятельности.

Сейчас порядка 60% рабочего времени руководства и вышестоящих специалистов тратится на выполнение работы, которая могла быть сделана специалистом нижестоящего уровня и соответствующей квалификации. Огромное количество времени уходит на поиск информации и ее обработку. Даже неспециалисту видно, что в этом случае необходимо усовершенствовать систему управления персоналом.

Особенности управления персоналомВсе рутинные операции должны быть автоматизированы, для чего можно использовать оргтехнику и вычислительные приборы. С помощью автоматизации выполняемой работы можно снизить временные затраты примерно на 15%. Она может быть выполнена и комплексно, но для этого нужно проводить масштабное внедрение информационных технологий современного типа.

Правильная организация труда сотрудников руководящего состава требует временных затрат, однако это того стоит. Для начал понадобится изучить, как именно используется рабочее время всех сотрудников, вычислить временные потери и их причины. Опираясь на полученные данные, можно будет создать новые методики и формы работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *