Что подразумевает под собой корпоративное управление
Современное корпоративное управление – это определенная система взаимодействий между руководством организации, ее акционерами и советом директоров. Основной ее целью является осуществление контроля за корпоративной деятельностью.
Стоит понимать, что к тактическому или оперативному управлению организацией корпоративное отношения не имеет. Оно представляет собой определенный набор механизмов, способов и средств, при помощи которых акционеры осуществляют контроль за деятельностью руководителей организации, что позволяет оперативное реагировать на изменившиеся обязательства и своевременно решать конфликтные ситуации.
Виды корпоративного управления
Сущность корпоративного управления состоит в том, что его применение запускает систему ответственности первых лиц компании друг перед другом, работниками, держателями крупных пакетов акций, потребителями и обществом в целом. То есть этот вид контроля нужен для того, чтобы каждая из заинтересованных сторон выполняла свои функции качественно и эффективно, при этом соблюдался баланс интересов.
На практике в экономически развитых странах, прижились две основные прямо противоположные модели:
- англо-американская (приоритет в управлении организацией отдан акционерам);
- континентальная (приоритет в управлении организацией отдан совету директоров).
При этом разделение здесь больше условное, поскольку в процессе развития и эволюции механизмов управления отличительные черты каждой из этих систем могут смешиваться и видоизменяться. В результате таких изменений могут возникнуть новые виды моделей.
Характеристика моделей
Англо-американская модель при управлении корпорацией оперирует в первую очередь внешними механизмами. Она отлично работает в таких странах, как США, Канада. Великобритания, Новая Зеландия. При такой системе акционеры – это большое количество людей, которые не связаны между собой и поэтому зависимы от руководства копании. Здесь рычагом, за счет которого можно контролировать деятельность руководства корпорации, выступает фондовый рынок
Континентальная модель более закрыта и опирается в основном на использование внутренних механизмов осуществления корпоративного управления. Эта модель очень популярна в Скандинавских странах и странах Центральной Европы. Ее отличительной чертой является то, что в принятии важных и ключевых решений могут участвовать все стороны, заинтересованные в деятельности данной организации.
Механизм зарождения
Рассмотренные две модели прямо противоположны по своей сущности. В процессе развития на их основе зарождаются другие системы корпоративного управления, которые имеют схожие черты как с одной, так и с другой моделью. При этом необходимо понимать, что зарождение той или иной модели не происходит случайным образом: на этот процесс влияет множество факторов. Наиболее важными являются следующие:
- способы, используемые для защиты прав акционеров компании;
- задачи и функции, которые выполняет совет директоров;
- уровень открытости компании.
Например, в послевоенное время зародилась такая модель управления, как японская. Она полностью закрыта и основывается на банковском контроле. Еще в качестве примера можно привести семейную модель корпоративного управления. Она получила широкое распространение во всем мире. При ее реализации контроль осуществляют члены одной семьи.
Особенности отечественной модели
В России ни одна из вышеперечисленных моделей не прижилась в чистом виде. Да и общее развитие корпоративного управления находится на достаточно низком уровне по сравнению с европейскими странами. Например, в российском законодательстве есть лазейки, которые ущемляют права тех акционеров, размер акций которых не позволяет принимать участие на заседаниях совета директоров. Как результат, полученная прибыль может выводиться недивидентным способом и дальнейшее ее оседание происходит в карманах основных акционеров и менеджменте корпорации.
Механизмом преодоления этого недостатка является возможность продать свой пакет акций, в случае, если не устраивает руководство организации. Чем больше недовольных акционеров, тем ниже цена акций этой компании.
Для России характерны следующие аспекты корпоративного управления:
- Функции владения и управления осуществляются одними и теми же лицами. При этом руководство корпорацией осуществлять по аналогии с небольшими компаниями, что снижает эффективность ее деятельности.
- Не разработаны достаточно надежные способы контроля за высшим руководством компании.
- Низкий уровень открытости и прозрачности компании, то есть нет возможности отследить финансовое состояние компании.
- Применение незаконных методов ведения бизнеса (размывание пакета акций, их арест и т.д.).
Для того, чтобы корпоративное управление в России вышло на новый уровень развития, бизнес-сообщество организовало Национальный совет по корпоративному управлению. Этот совет регулярно участвует в различных кружках и конференциях, распространяет тематические книги и журналы.
Таким образом, необходимо не только стремится к глобальным изменениям в компании, но и осуществлять рациональное управление корпоративными изменениями. То есть любые изменения необходимо планировать, понимать, к чему они могут привести и внедрять их поэтапно. Только в этом случае при грамотно выстроенной системе корпоративного управления предприятие может быть максимально эффективно на протяжении длительного периода времени.