Warning: call_user_func_array() expects parameter 1 to be a valid callback, no array or string given in /var/www/valeriy/data/www/opersonale.ru/wp-includes/class-wp-hook.php on line 298
Главная » Кадровый учет » Трудовая книжка » Может ли работник иметь одновременно две трудовые книжки

Может ли работник иметь одновременно две трудовые книжки

Вопрос о том, может ли работник иметь две трудовые книжки, звучит достаточно часто. Действующее законодательство РФ не содержит четких инструкций относительно количества документов, удостоверяющих рабочий стаж, что приводит к неопределенности относительно данного вопроса.

Что такое трудовая книжка

Может ли работник иметь две трудовые книжкиТрудовая книжка – личный документ официального характера, в котором собраны записи о трудовом стаже гражданина. Это удостоверение заводится при первом заключении рабочего договора. Книжка содержит личную информацию о владельце, такую как имя, отчество, фамилия, рабочая специальность, профессия и записи о местах работы, заверенные работодателями.

Любые изменения в рабочих взаимоотношениях фиксируются в этом документе. При увольнении сотрудника запись, удостоверяющая расторжение рабочего договора, закрепляется подписями работодателя и работника, а затем трудовая книжка передается владельцу на руки. При устройстве на работу данный документ отправляется в бухгалтерию или кадровый отдел организации.

Соответственно определению документа, указанному в 66 статье Трудового кодекса РФ, гражданин не имеет права иметь две трудовые книжки, однако в законах РФ содержится информация о возможности одновременного трудоустройства человека сразу на несколько рабочих мест.

Оформление на работу в несколько организаций

Трудовой кодекс РФ допускает возможность устройства гражданина сразу на два рабочих места, поэтому вопрос, можно ли иметь 2 трудовые книжки и работать на 2 работах является логичным и закономерным.

Официальное трудоустройство сразу в два места на постоянной и регулярной основе называется совместительством. Любой гражданин России может заключить на территории страны неограниченное число рабочих договоров с любым числом работодателей. Отдельно оговорено, что по совместительству можно работать как на разные организации, так и по двум специальностям на одном.

Предполагается, что трудовая книжка отдается в отдел кадров одного из предприятий, а на втором и следующих оформление происходит путем заключения трудового договора.

В трудовом кодексе также указано, что работодатели должны быть уведомлены о том, что их сотрудник имеет иной источник доходов. Соответственно, предполагается, что на втором месте работы вместо трудовой книжки будут предоставлены только документы, удостоверяющие личность, и свидетельства об образовании (если это необходимо).

На практике дело обстоит несколько сложнее, потому что работодателю в некоторых случаях удобнее оформлять работников по основному документу о трудовой деятельности. При таком варианте, когда сотрудник приходит на должность и уведомляет о совместной деятельности в другой организации, проблема, может ли у работника быть 2 трудовые книжки, появляется у отдела кадров и руководителя.

Вторая трудовая книжка по другим причинам

Нередко о том, можно ли заводить 2 трудовые книжки, задумываются не только по причине необходимости совмещать различные виды деятельности, но и те, кто решил сменить профессиональную ориентацию и не желает сообщать сведения о прошлых трудовых местах новому начальству. Например, если человек подрабатывал в студенческие годы в качестве работника по уборке мусора или в ресторанах общественного питания, а после окончания высшего учебного заведения решил устроиться по специальности, и его опыт может мешать найти высокооплачиваемую работу.

Вопрос, можно ли завести две трудовые книжки, интересует и тех, кто по каким-либо причинам утерял документ или лишен к нему доступа. Хотя законодательство указывает на необходимость возврата документа на руки бывшему сотруднику, на деле нередки случаи, когда книжка остается у работодателей.

Две трудовые книжкиВ таком случае, закон говорит, что можно иметь 2 трудовые книжки, однако по новому месту работы необходимо написать заявление об утере или утрате предыдущей. Отдел кадров работодателя передаст эту бумагу в надлежащие органы. Только в этом случае гражданин освобождается от проблем, связанных с использованием сразу двух документов о трудовом стаже.

Две трудовые книжки могут образоваться и в том случае, когда первая была утрачена и нашлась на момент существования повторной.

Ответственность за вторую книжку

На практике вопрос, можно ли иметь две трудовых книжки, часто имеет положительный ответ, и по такой схеме работает не одна тысяча людей. Многие трудящиеся пользуются возможностью написать заявление о потере трудового документа и заводят на новом месте чистую книжку. В некоторых случаях такое действие имеет явный характер мошенничества. Например, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и продолжающие получать заработную плату, устраиваются на работу в другую организацию.

Вопрос, может ли человек иметь 2 трудовые книжки или не может, интересует его лишь до тех пор, пока он не столкнется с проблемами с налоговой службой. Регистрация трудового документа обязывает работодателя сообщать в данный орган сведения о сотрудниках и выплачивать налоги. Соответственно, уклониться от выплат путем заведения второй трудовой книжки не удастся.

В случае обнаружения второй трудовой книжки, хозяин документов формально не несет никакой ответственности. Однако известны случаи, когда по факту существования двух книжек сразу полагался штраф.

Однако могут возникнуть проблемы иного характера – поскольку учет трудового стажа ведется параллельно в двух документах, доказывать его правомерность достаточно тяжело. Если на этапе активной трудовой деятельности этот вопрос не является очень актуальным, однако он приобретает остроту ближе к выходу на пенсию.

Понравилась статья?
Поблагодарить просто - нажмите по любой из кнопок соцсетей.

1 комментарий к записи Может ли работник иметь одновременно две трудовые книжки
  1. Юлия Григорьевна 16.03.2015 08:38

    В детский сад устроился специалист по кадрам со своей старой трудовой книжкой (Стаж работы более 30 лет), где и была сделана запись о приеме на работу. Во время работы, имея доступ ко всем трудовым книжкам, она подменила свою старую трудовую книжку на совершенно новую, где есть только одна запись — о приеме в наш детский сад. При увольнении это открылось. Что делать? Записывать увольнение в новой книжке или требовать ту старую, в которой есть первоначальная запись?

Ваш комментарий:

*

*