Warning: call_user_func_array() expects parameter 1 to be a valid callback, no array or string given in /var/www/valeriy/data/www/opersonale.ru/wp-includes/class-wp-hook.php on line 298
Главная » Кадровый учет » Трудовая книжка » Как выдаются трудовые книжки по доверенности

Как выдаются трудовые книжки по доверенности

В соответствии с действующим российским законодательством о труде трудовая книжка должна быть вручена работнику только в день его увольнения со службы. Кроме того, ее оригинал может быть передан близким родственникам работника по их предварительному письменному заявлению в случае его гибели. Вместе с тем существуют ситуации, когда в силу объективных обстоятельств работник не имеет возможности получить данный документ о своей трудовой деятельности самостоятельно либо не дал свое согласие на его пересылку по почте. В подобных случаях можно применять основные правила выдачи трудовых книжек по доверенности третьим лицам.

Правовые основания выдачи трудовой книжки по доверенности

Правила выдачи трудовых книжек по доверенностиСреди специалистов в области трудовых отношений не существует унифицированного мнения о том, можно ли выдать трудовую книжку по доверенности. Это происходит ввиду определенных причин, в том числе таких:

  1. В основном законе, регулирующем трудовые отношения, не содержатся правовые нормы, регулирующие возможность и порядок получения документов о трудовой деятельности третьим лицом.
  2. Нет прямых указаний на возможность передачи трудовой книжки работодателем доверенному лицу и в Правилах ведения и хранения трудовых книжек.
  3. Не регламентируется подобный порядок выдачи данного документа доверенному лицу и разъяснениями Роструда, данными в письме № 530-6-1 от 27.02.2010.

Со дня, следующего за днем увольнения сотрудника, на смену трудовым отношениям приходят гражданско-правовые отношения. Поэтому, согласно гражданскому законодательству, у работодателя нет веских оснований отказывать своему сотруднику в получении трудовой книжки третьим лицом по заверенной в установленном порядке доверенности.

Доверенность на выдачу трудовой книжки и ее содержание

Доверенность представляет собой документ, заверенный в установленном порядке, который является основанием для выдачи работодателем трудовой книжки уволенного работника его правопреемнику.

В содержании такой доверенности должна найти отражение следующая информация:

  • фамилия, имя, отчество сотрудника, доверяющего получение трудовой книжки по доверенности третьему лицу;
  • дата рождения;
  • паспортные данные с указанием места его постоянной или временной регистрации;
  • фамилия, имя, отчество правопреемника;
  • его дата рождения;
  • паспортные данные правопреемника;
  • предмет действий, совершаемых по доверенности, а именно получение трудовой книжки у конкретного работодателя;
  • образец подписи работника;
  • дата и место оформления соответствующей доверенности;
  • срок действия доверенности, на основании которой осуществляется выдача трудовой книжки по доверенности.


Если срок действия не прописан, по умолчанию считается, что доверенность действительна в течение одного года со дня ее выдачи. В случае, если в доверенности не нашла отражение дата ее составления, то она юридической силы не имеет. Подобные последствия наступают и в том случае, когда срок действия такого документа истек, то есть выдача трудовой книжки работодателем по такой доверенности запрещается.

Некоторые кадровики считают, что доверенность может заверяться руководителем организации, в которой работает сотрудник. Однако во избежание неприятных последствий лучше, если данный документ будет заверен в нотариальной конторе.

После того как лицо, являющееся представителем работника, передало работнику кадрового отдела доверенность о совершении конкретного вида деятельности, кадровик должен зафиксировать факт выдачи трудовой книжки по доверенности доверенному лицу путем внесения соответствующей записи в книге учета. При этом графу «Расписка работника в получении трудовой книжки» следует заполнить следующим образом: поставить подпись представителя уволенного работника и отметить, что выдача документа о трудовой деятельности осуществлена по доверенности.

Помимо этого, сотрудником отдела кадров составляется расписка на имя руководителя организации в произвольной форме, в которой отмечается, что представитель работника получил достоверно оформленный оригинал трудовой книжки. После чего сотрудник компании делает отметку о том, что лицо, получившее данный документ, идентифицировано и соответствует тому, кто указан в доверенности.

Таким образом, если у работника при увольнении возник вопрос о том, можно ли получить трудовую книжку по доверенности, оформленной в соответствии со всеми пунктами действующего законодательства, ответ будет положительным.

Понравилась статья?
Поблагодарить просто - нажмите по любой из кнопок соцсетей.

Ваш комментарий:

*

*